10 November 2017

С прицелом на Луну. Новый робот может работать в открытом космосе 40 тысяч часов.

12 июля 2017, газета "Вечерний Санкт-Петербург", Татьяна Тюменева

Хотите ощутить себя в открытом космосе? Это можно сделать в необычном музее, находящемся в ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

robotych

Секунды – и ты переходишь в виртуальную реальность: вокруг тебя и под тобой звездная бездна, в которой два ориентира – Земля и космический корабль, на поверхности которого работает робот. Им легко управлять с помощью джойстика. Но это не игрушка и не кино: это демонстрация возможностей разрабатываемой в стенах института робототехники для космоса.

Сейчас здесь создается принципиально новый робот, у него даже нет еще собственного имени, его все называют просто – косморобот. Он предназначен для работы на внешней поверхности существующей Международной космической станции или же аналогичной ей. Внешне чем-то напоминает человека, у него две «руки» с кистевым, локтевым, плечевым отделами. И это не случайно. На МКС все приспособлено к тому, чтобы можно было выполнять любую работу руками космонавта в скафандре.

– И сейчас роботы есть на МКС. Но они другие, типа «большая рука», которая занимается стыковкой модулей космической станции, стыковкой причаливающих кораблей. Или роботы, «переносящие» космонавта с одной точки поверхности корабля на другую. Наш же робот сможет как помогать космонавту в выполнении работ в открытом космосе, так и делать все самостоятельно. Им можно будет управлять либо с борта ко­рабля, либо из Центра управления полетами.

Примерный вес робота 250 кг. Робот способен взять груз весом до 200 кг из шлюзовой камеры корабля, донести до места установки, установить. Он сам может проводить визуальное наблюдение, что-то открывать-закрывать, демонтировать. Он будет способен выполнять даже такие тонкие работы, как завинчивание болтов (процедура очень сложна для космонавта в скафандре, у которого на руках огромные «перчатки»). И давайте сравним производительность. Российские космонавты выходят в космос примерно 5 раз в год, каждый выход – не более 6 – 7 часов. То есть общее число рабочих часов в открытом космосе за 5 лет – около 200. Робот же за 5 лет эксплуатации «наработает» более 40 тысяч часов, – поясняет Алексей Сергеев, ведущий инженер ЦНИИ РТК.

В следующем году будет изготовлен опытный образец нового робота. По результатам испытания он будет доработан. Потом изготовят образец уже для комплексных испытаний, которые будут проведены в ЦНИИ РТК и в РКК «Энергия». Следующий этап – изготовление летного образца, который в 2021 году станет «членом экипажа» МКС. В космос его доставят в разобранном состоянии, в виде отдельных блоков. Собирать эти блоки на поверхности МКС будут сами космонавты – как крупногабаритный конструктор.

Интересны сами испытания на Земле. Как можно смоделировать невесомость? Оказы­вается, как пояснил Алексей Сергеев, тремя путями. Пер­вый – на самолете, который резко идет вниз. Так тренируют космонавтов, но время невесомости очень мало – до 20 минут, для испытаний не годится. Второй – в воде. Тоже не для робота, работающего на электричестве (тогда придется делать гидроизоляцию, которая не нужна в космосе). Третий вариант – с помощью системы разгрузки центра массы робота. В ЦНИИ РТК для этих целей используют промышленный манипулятор, который перемещает косморобота словно тряпичную куклу. При этом робот начинает «вести себя», словно на него не действует сила тяжести. Используется также система «воздушной подушки», на которой держится и не падает груз массой 200 кг, который пред­стоит перемещать космороботу.

Безусловно, подобные роботы пригодятся и в будущем освоении Луны. Но конструкторам придется тогда учитывать уже особенности окололунного пространства и лунной поверхности. Это дело будущего.

В музее ЦНИИ РТК можно также увидеть различные приспособления, которые были разработаны здесь же, использовались в космосе, а теперь стали просто достоянием истории. Среди них манипулятор (огромная механическая рука), которая использовалась для корабля-шаттла «Буран». И среди этих космических диковин совсем невзрачной выглядит самая первая космическая разработка института – прибор «Кактус», который начали выпускать с 1966 года. Внешне он напоминает автомагнитолу, на самом деле – прибор для высокоточного измерения высоты, который устанавливается в спускаемом космическом аппарате и без которого невозможна мягкая посадка на Землю. Пока не было такого прибора, первые покорители космоса вынуждены были при подлете к Земле катапультироваться в креслах. Но с 1966 года стала возможна мягкая посадка на спускаемом корабле. Модификации этого самого «Кактуса» используются поныне для кораблей «Союз». Один из таких кораблей – опаленный при прохождении земной атмосферы шар – хранится на входе в музей. Шар настоящий, в нем в 2011 году с МКС приземлился международный экипаж из трех человек.

– Модель робота, которую вы видели в музее, можно сказать, тоже уже принадлежит истории. При ее испытаниях мы увидели недочеты, которых будет лишен ныне разрабатываемый косморобот. Так что экспонируемая модель не пойдет «в производство». Но это и символично. Еще совсем недавно она была ноу-хау, которого не было ни у кого, теперь же она – лишь прародительница новой разработки. Технический прогресс идет огромными шагами, – подчеркивает ведущий инженер.

Фото Сергея НИКОЛАЕВА

Ссылка на источник
https://vecherka-spb.ru/2017/07/12/s-pricelom-na-lunu/

Next

Проекты при поддержке Минобрнауки России

All
news