07 октября 2022

Решение по итогам 33-й Международной научно-технической конференции «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»

29-30 сентября 2022 года ГНЦ РФ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ГНЦ РФ ЦНИИ РТК) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проведена 33-я международная научно-техническая конференция Экстремальная робототехника» (https://er.rtc.ru/ru/) в очном и дистанционном форматах.

В конференции приняли участие ведущие специалисты в области робототехники, технической кибернетики, медицины и технологий искусственного интеллекта – представители органов исполнительной власти, университетов, академического и бизнес сообществ, ассоциаций и союзов предпринимателей и участников рынка робототехники (всего более 200 организаций, 158 докладчиков и 812 слушателей, включая представителей Республики Беларусь, Сирии, Республики Корея, Бангладеш, Нигерии).

Участники конференции обсудили широкий круг актуальных вопросов о текущем состоянии, технологических рисках и перспективных сквозных технологиях в области робототехники. Были проведены семинары и круглые столы по направлениям, связанным с развитием экстремальной робототехники и технологий искусственного интеллекта (наземной, морской робототехники, роботизации атомной отрасли, космической и медицинской техники). Проведена дискуссия не только  основных существующих проблем развития отечественной робототехники, но также и тех, которые, вероятно, возникнут в ближайшем обозримом будущем, предложены необходимые меры по ускоренному развитию данного направления.

Сейчас мир вступает в новую технологическую эпоху, связанную с цифровизацией глобальной экономики и полной автоматизацией большинства производственных процессов. В результате значительная часть производства будет проходить без участия человека. Уровень развития робототехники в данных процессах является ключевым. Уже сегодня робототехнические комплексы и системы активно используются в военной и гражданской сферах, активно расширяется отечественная компонентная база, разрабатываются национальные стандарты в области робототехники.

Требования к роботизации российской экономики и повышению качества жизни населения касаются не только производства, но и всех остальных сфер человеческой деятельности – от медицины и безопасности до бытовых услуг и развлечений. Возрастающие потребности общества, стимулирующие его технологическое развитие и роботизацию, ведут к смещению акцента исследований и разработок от области производства к сфере услуг. Определение приоритетных направлений развития в этих областях опирается на наличие обеспеченного спроса и возможности снижения себестоимости продукции.

Препятствиями для широкого внедрения робототехники в Российской Федерации являются высокая цена импортных и отечественных роботов, а также дороговизна их обслуживания. Устаревший технологический цикл подавляющего большинства отечественных предприятий не позволяет встраивать роботы в технологическую цепочку без серьёзных затрат на её модернизацию. Зачастую проще приобрести новое готовое комплексное решение, чем модернизировать имеющееся, но это, чрезвычайно дорого. Эта проблема могла бы быть решена низкими ставками по кредитам и широкой доступностью венчурных инвестиций, однако на деле Россия не проводит активную налоговую политику, направленную на стимулирование развития робототехники. Медленно развиваются технологии и еще медленнее происходит их коммерциализация.

Ключевые направления исследований и развития технологий робототехники на ближайшее время будут сосредоточены в области технологий искусственного интеллекта и материаловедения, повышения автономности робототехнических комплексов, освоения новых человеко-машинных интерфейсов, инновационных подходов к конструированию и применению оригинальных компоновочных решений, разрешению этических и социальных аспектов применения робототехники.

Особенно актуальными являются исследования в области водородных, ядерных и альтернативных источников энергии, а также задач, связанных с ее эффективной рекуперацией в процессе локомоций. Особенно это касается беспилотных летательных аппаратов, где нужно максимально снижать вес при одновременном увеличении энергоёмкости элементов питания.

За последнее десятилетие отечественными разработчиками созданы и производятся комплексы инженерной и радиационной разведки, БЛА, АНПА и РТК различных классов. На сегодняшний день в России накоплен огромный потенциал в области специализированной сервисной робототехники, который нужно применить в области гражданской логистической, транспортной и строительной робототехники.

Огромную роль в данном процессе играют многолетние последовательные фундаментальные и прикладные исследования. Так, исследования в области мехатроники, поиск технических решений повышения надежности и отказоустойчивости узлов, агрегатов и электроники в условиях неблагоприятных внешних воздействующих факторов, исследование вопросов навигации и автономного управления, исследования особенностей взаимодействия человека-оператора с робототехническими комплексами в условиях ограниченной информации и стрессовой нагрузки позволяют доводить передовые инженерные идеи до необходимого уровня готовности технологий.

Решение сложных практических задач с помощью робототехнических комплексов невозможно без использования высокотехнологичных манипуляционных систем. Современные требования к точности выполнения ответственных манипуляций невыполнимы без создания очувствленных схватов с возможностью использования сменного инструмента для осуществления прецизионных микромеханических операций, решения задач позиционно-силового управления.

Важно отметить, что мы сегодня находимся в непростых геополитических и экономических условиях. Идет беспрецедентное санкционное давление США и их союзников на нашу страну, которое затрагивает многие сферы деятельности.

При этом введенные ограничения носят долгосрочный характер
и направлены, прежде всего, против развития российского высокотехнологичного сектора. Уже можно сказать, что сформированная за многие годы модель развития, основанная на приобретении готовой наукоемкой продукции и оборудования у зарубежных партнеров, практически себя исчерпала.

Поэтому будущий облик нашей страны во многом будет зависеть от возможностей отечественной науки в короткие сроки перестроиться и предложить эффективные решения, необходимые для обеспечения национального технологического суверенитета.

В ходе работы секций специалистами была отмечена необходимость развития ряда ключевых направлений в области компонентов робототехники: отечественной микроэлектроники, доверенного программного обеспечения, приводных узлов и агрегатов, систем связи и электропитания, навигационного обеспечения, сенсорики, а также развития современных человеко-машинных интерфейсов.

    По итогам обсуждения, к основным проблемам, препятствующим российским предприятиям занять существенную долю рынка робототехники в нашей стране, отнесены:

– технологическая зависимость от импортных решений в виду отсутствия внутреннего производства отдельных элементов компонентной базы и низкой конкурентоспособности комплектующих российского производства,

– высокий уровень физического и морального износа оборудования,

– неустойчивое финансовое положение предприятий и разработчиков, низкая обеспеченность оборотными средствами;

– нехватка высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и робототехники.

На решение обозначенных проблем направлен проект Стратегии развития робототехники в Российской Федерации на период до 2030 года, который в настоящее время проходит этап межведомственного согласования Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проекта данной Стратегии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и крупными технологическими компаниями. Данному вопросу на Конференции был посвящен отдельный доклад.

В настоящее время в проекте Стратегии уточнены основные направления, по которым предполагается сформировать «дорожные карты» развитияотдельных секторов робототехники на базе выявленных прорывных технологий, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке.

Такие «дорожные карты» будут формироваться на межведомственном уровне с участием широкого круга федеральных органов исполнительной власти и организаций отраслевого профиля. Это позволит учесть потребности ведущих предприятий реального сектора экономики в области робототехники и сформировать научные направления задельных работ в соответствии с актуальными отраслевыми задачами.

При этом указанный в проекте стратегии  перечень «дорожных карт» развития не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от инициатив, поступающих от заинтересованных участников реализации настоящей Стратегии.

Участники конференции подчеркнули необходимость включения в содержательную часть «дорожных карт» раздела, связанного с проведением научных исследований, с указанием механизма их реализации в рамках Единой программы научных исследований.
           Данная Единая программа позволит скоординировать усилия различных участников по развитию соответствующих прорывных технологий. Таким образом, будет сформирована не только эффективная система управления научными исследованиями в сфере робототехники, а также  обеспечено повышение результативности, значимости и востребованности полученных результатов научных исследований для развития национальной экономики.

В заключительной части отмечено, чтоналичие принятой Стратегии позволит быстрее формировать и утверждать «дорожные карты», программы и проекты, которые в существующих условиях санкционного характера позволят обеспечить технологическую независимость нашей страны в сфере робототехники.

 

Участники Конференции  РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Минобрнауки России ускорить завершение этапа межведомственного согласования проекта Стратегии развития робототехники в Российской Федерации на период до 2030 года с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и крупными технологическими компаниями.

2. Минобрнауки России выступить с инициативой о включении Стратегии развития робототехники в Российской Федерации до 2030 года в перечень базовых документов стратегического планирования.

3. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти  при формировании «дорожных карт» развития отдельных секторов робототехники предусмотреть включение в их содержательную часть раздела, связанного с проведением научных исследований, с последующими механизмами их реализации в рамках Единой программы научных исследований.

Участники Конференции  РЕШИЛИ направить данную резолюцию в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти  и Правительство Российской Федерации.

Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в данной резолюции, обеспечат формирование общих принципов и согласованной позиции развития российской робототехники, которые необходимы для обеспечения национального технологического суверенитета нашей страны.

 

 

 

Все
новости